Особенности оценки рыночной стоимости убытков в виде упущенной выгоды
Как видно из представленного рисунка, упущенная выгода в первую очередь определяется исходя из баланса спроса и предложения на продукцию. В данном случае подразумеваем баланс спроса на продукцию, произведенную с использованием запатентованной технологии.
Покупатель и продавец должны обладать исчерпывающей информацией о предмете сделки и о сложившихся рыночных условиях для того чтобы сделка могла считаться рыночной. В том числе это касается информации о самом продукте (его характеристики), наличии потребности в продукте у участников рынка, наличие производственных мощностей для его производства, правовые аспекты, связанные с продуктом и механизмами защиты этих прав.
Вопросы спроса и предложения, механизмов возникновения потребности в продукте и удовлетворения таких потребностей относятся к рыночному аспекту.
Правовой аспект связан с защитой прав. Права на разработку охранялись патентом, потому правовые аспекты защиты таких прав также влияют на рыночную стоимость. В случае нарушения прав правовые аспекты компенсации (сложившаяся судебная практика, прямые требования законодательства) являются определяющими для формирования соответствующей рыночной стоимости.
Основным ориентиром при определении величины возмещения убытков является ст. 15 ГК РФ.
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Таким образом, с одной стороны, правообладатель может требовать возмещения своих убытков. В рассматриваемом случае у правообладателя возникают имущественные потери (затраты на производство продукции, которая не была реализована вследствие виновных действий правонарушителя). Данные потери связаны с тем, что правообладатель осуществил затраты на разработку изделия и подготовил для этого производственные мощности, спрогнозировал спрос, но не смог продать свою продукцию по причине действий нарушителя прав. И тогда моделирование недополученных доходов правообладателя дает представление о соответствующих потерях.
Но полученная величина потерь не может быть меньше доходов нарушителя прав. Кроме того, согласно у правообладателя есть право требования возмещение упущенной выгоды в размере, не меньшем чем такие доходы. Убытки могут взыскиваться одновременно с взысканием неустойки. Убытки могут взыскиваться наряду с применением иных гражданско-правовых санкций. Это опровергает мнение о существовании принципа недопустимости применения двух (и более) санкций за одно правонарушение. В гражданском праве никогда такого принципа нет.
Таким образом, у правообладателя есть законное право требовать от нарушителя своих потерь и одновременно доходов нарушителя. Соответственно и рыночная стоимость убытков в виде упущенной выгоды может потенциально включать в себя оба эти компонента.
Убытки правообладателя отражаются в виде недополученного дохода. Доход нарушителя при наличии достаточной информации может быть определен исходя из фактических величин. Чтобы определить, что следует понимать под доходом. Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, согласно которому «выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности... Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением)».
В данном случае стоит вести речь о чистом доходе, свободным от расходов, прямых и косвенных. Таким показателем является чистая прибыль.
Таким образом, можем сделать следующие выводы. При оценке упущенной выгоды есть возможность учитывать и прямую упущенную выгоду правообладателя, и прибыль нарушителя. И также понятие прибыли можно толковать как чистая прибыль, но не часть этой прибыли, связанной с возможной долей прибыли, которая в обычных условиях была бы истрачена на платежи по роялти правообладателю. Модальность «можно» означает, что раз судебное взыскание может происходить в таком размере, то и Оценщик должен трактовать размер такого взыскания как рыночную стоимость упущенной выгоды.