Главная » Оценка бизнеса        

Оценка бизнеса

Оценка бизнеса производится в следующих типовых случаях:

- для сделок купли-продажи бизнеса;

- для обязательного предложения о выкупе акций или доли у миноритарных акционеров;

- для принятия решений о величине залогового обеспечения (если предполагается передавать акции или доли в залог)

- при разрешении спорных ситуаций между акционерам

- в прочих случаях.

При проведении оценки мы в первую очередь стремимся увидеть, как устроены ее бизнес-процессы. Запрос информации, который передается Заказчику, содержит типовые вопросы. Исследуя ответы, мы задаем дополнительные вопросы в той части, в которой деятельность компании  акцентирована. Посредством ответов мы реконструируем «портрет» оцениваемой компании. В том числе мы идентифицируем компанию по функциональной форме (отраслевая принадлежность, вид производимой продукции или оказываемых услуг), то есть мы должны понять, какие внешние заказы компания обслуживает. В зависимости от этого устроена и производственная подсистема компании, набор ее активов. Некоторые виды деятельности предполагают преобладание материальных активов, некоторые – нематериальных. Также каждая компания находится на своей стадии жизненного цикла.

От реконструкции «портрета» компании мы переходим к определению «типа» компании. В качестве примера можно привести следующие типовые особенности копаний:

- Особенности структуры активов, преобладание отдельных видов активов;

- Особенности структуры пассивов, преобладающее финансирование активов за счет собственных или заемных средств;

- особенности устройства экономического и финансового циклов организации.

- наличие планов менеджмента относительно будущего компании. 

И в зависимости от этих факторов выбирается подход к оценке и методы оценки в рамках подходов.

Выполнение работ по проведению оценки бизнеса занимает, как правило, срок 10-15 рабочих дней с даты предоставления необходимой для оценки информации. 

Общий вид методики по оценке бизнеса, которую мы используем, представлена далее. 

1. Процесс проведения оценки НМА

 Ниже приведен перечень этапов, составляющих процесс проведения оценки НМА:

1. Формулирование задания на оценку.

2. Сбор и анализ данных, необходимых для оценки.

3. Расчет стоимости актива применимыми подходами и методами.

4. Согласование результатов оценки, полученных с помощью примененных подходов и составление итогового заключение о стоимости актива.

5. Подготовка отчета об оценке.

 Составление отчета об оценке производится с соблюдением требований следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный Закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

2. Федеральные стандарты оценки: ФСО № 1 (утв. приказом № 256 от 20.07.2007 г.), ФСО № 2 (утв. приказом № 255 от 20.07.2007 г.) и ФСО № 3 (утв. приказом № 254 от 20.07.2007г.);

3. Стандарты и правила оценочной деятельности общероссийской общественной организации «Российское Общество Оценщиков» (ССО 2010).

2. Методология оценки

 При проведении оценки могут использоваться три подхода: доходный, сравнительный и затратный. При этом на первом этапе работ рассматривается применимость каждого из подходов для целей оценки конкретного актива. Решение о том, какой метод или методы являются применимыми и оптимальными, в каждом конкретном случае принимается оценщиком с учетом характера и специфики объекта оценки, полноты и достоверности данных, используемых для анализа.

 Затратный подход

Затратный подход заключается в расчете затрат на воспроизводство оцениваемых ОИС в текущих ценах с учетом прибыли участников и всех видов налогообложения за вычетом износа.

При использовании этого подхода для оценки ОИС проводятся следующие работы:

- выявляются все фактические затраты, связанные с созданием, приобретением и введением в действие ОИС;

- корректируются затраты на величину индекса цен на дату оценки;

- определяется начисленная величина амортизации ОИС;

- стоимость ОИС определяется как разница между скорректированной величиной затрат и начисленной амортизацией.

- прибавляется предпринимательская прибыль и величина налогов в соответствии с действующим законодательством.

Основными методами затратного подхода являются метод учета затрат на восстановление точной копии оцениваемого ОИС и метод учета стоимости затрат на замещение оцениваемого ОИС путем создания нового объекта-аналога.

Затратный метод используется для целей инвентаризации, балансового учета, а также для определения минимальной цены ОИС, ниже которой сделка для владельца ОИС становится невыгодной. Кроме того, затратный подход является приоритетным для оценки таких объектов ИС как результаты научно-исследовательских, проектно-изыскательских, геологических и прочих работ.

Сравнительный подход

Сравнительный подход основан на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают аналогичного типа активы, принимая при этом независимые индивидуальные решения. Данные по аналогичным сделкам сравниваются с оцениваемыми ОИС.

Экономические преимущества и недостатки оцениваемых активов по сравнению с выбранными аналогами учитываются посредством введения соответствующих поправок. При этом вводятся поправки, учитывающие качественные различия между оцениваемыми активами и их аналогами.

При использовании этого подхода проводятся следующие работы:

собирается информация о состоявшихся сделках по аналогичным ОИС;

определяется перечень показателей, по которым проводится сопоставление ОИС;

корректируются фактические цены сделок по ОИС с учетом значений показателей сравнения с оцениваемым ОИС;

определяется стоимость оцениваемого ОИС на основе скорректированных фактических данных по сопоставимым сделкам.

Подход на основе сравнительного анализ продаж имеет ограниченное применение для оценки интеллектуальной собственности в силу уникальности и специфики ОИС, разнообразия условий коммерческих сделок и конфиденциальности сведений по ним.

 Доходный подход

Наиболее широко для оценки стоимости ОИС используется доходный подход, который основывается на экономическом принципе ожидания. При использовании данного подхода стоимость ОИС определяется как его способность приносить доход в будущем покупателю или инвестору и приравнивается к текущей стоимости чистого дохода, который может быть получен от использования оцениваемого ОИС за экономически обоснованный срок службы. Расчет чистого дохода можно произвести методом преимущества в прибыли, где прибыль возрастает за счет роста качества и/или количества выпускаемой продукции, в которой используется оцениваемый ОИС. Или методом преимущества в расходах, где чистая прибыль возрастает за счет сокращения расходов на создание и использования ОИС в производстве конкретной продукции.

В зависимости от источника экономии расходов данный подход включает метод освобождения от роялти и метод выигрыша в себестоимости. Может быть использован метод одновременного учета преимуществ в прибыли и в расходах, а также метод дробления (разделения) прибыли, когда прибыль, приносимая ОИС, делится между его владельцем и покупателем или инвестором (например, франчайзером и франчайзи). При этом через ставку дисконта или капитализации учитывается рыночная ситуация и различные риски получения доходов, а также риск, связанный с достижением прогнозных результатов от использования прав на ОИС.

 Обобщение результатов определения стоимости

Заключительным элементом процесса определения стоимости является сравнение оценок, полученных на основе указанных методов, и сведение полученных стоимостных оценок к единой стоимости объекта. Процесс сведения учитывает слабые и сильные стороны каждого метода, определяет, насколько они существенно влияют на объективное отражение рынка.

Процесс обобщения оценок приводит к установлению окончательной стоимости объекта, чем и достигается цель оценки.